В Кириллове на месте уничтоженного в советское время Никольского храма установили поклонный крест
По благословению правящего архиерея Вологодской епархии митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия в городе Кириллове, на ул.
По благословению правящего архиерея Вологодской епархии митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия в городе Кириллове, на ул. Белозерской, на месте, где до 50-х годов ХХ века стоял храм святителя Николая Чудотворца, установлен поклонный крест.
26 октября состоялось освящение поклонного креста. Чин освящения совершил благочинный Кирилловского округа протоиерей Владимир Колосов вместе с духовенством благочиния.
Информационная справка:
В конце XIX века в Кириллове появился четвертый приходской храм, освященный 27 июля 1894 года в честь святителя Николая Чудотворца. Его возвели на кладбище, расположенном на юго-восточной окраине города, именуемой «Обшара». Вдоль кладбища шел старинный Белозерский тракт.
Кстати, подобная особенность характерна для всех упомянутых выше приходских церквей. При каждой из них в свое время имелось кладбище, и все они располагались на старинных трактах: Вознесенская церковь – на Вологодском, храм Двенадцати апостолов – на Череповецком.
Никольская церковь строилась на средства купчихи Марии Ивановны Сизьминой, которая обеспечила храм всей необходимой утварью и дополнительно выделила 9700 рублей «неприкосновенного капитала». Проценты с него тратились на ремонт и благоукрашение церкви, а также жалование священников.
Вклад купчихи позволил иметь свой причт священнослужителей (Указом Св. Синода от 26 ноября 1903 года за № 11226, с 1 января 1904 года причту выделялось жалование из казны в размере 150 рублей священнику и 57 рублей 76 копеек псаломщику. До этого содержание причта осуществлялось за счет капитала М.И. Сизьминой). Первым настоятелем (с 1894 г.) стал священник Леонид Александрович Дьяков – двоюродный брат священномученика Философа Орнатского (сподвижника Иоанна Кронштадтского и выпускника Кирилловского духовного училища). В 1895 году его сменил священник Иоанн Лавров, в 1896 г. – о. Петр Истоминов, в 1898 году – о. Николай Петрович Никольский.
Дольше всего (19 лет) в храме прослужил священник Николай Петрович Смирнов (1900-1919), в 1919 г. переведенный в Казанский собор г. Кириллова.
Никольский храм до наших дней не дошел, он был разобран на кирпич в 1950-х годах. Поэтому особенности его архитектуры известны, главным образом, из описи 1894 года и изображений Кирилло-Белозерского монастыря, где на боковом плане можно разглядеть данную церковь.
Согласно описи 1894 года, здание представляло собою «параллелограмм, шириной внутри 3 сажени 1 четверть, в длину 5 саженей, 2½ аршина до иконостаса, алтарь полукружный. Под колокольней паперть, сторожка со всходами на колокольню, крыльцо под железной крышей, 8 окон, 3 печи, решётки, пол окрашен охрой, стены под мрамор, а выше цвет моря. Колокольня четырёхгранная с восемью прорезями для колоколов, украшена уступами и карнизами. На храме 5 небольших глав с крестами, на алтаре одна, на колокольне одна, крыша окрашена медянкой».
Колокольня имела шатровое завершение, на ней висело семь колоколов общим весом чуть более 39 пудов. Главный двадцатипудовый колокол украшала надпись: «О здравии Иоанна и Марии».
Иконостас был «столярной работы», окрашенный в голубой с золотом цвет, и состоял из двух ярусов икон, с колоннами и резьбой.
Царские врата были резные позолоченные. Традиционно на них вверху (в центре) помещалась икона Благовещения Пресвятой Богородицы, а внизу евангелистов Луки и Матфея (справа в одном клейме) и евангелистов Иоанна и Марка (слева в одном клейме).
Над царскими вратами в клейме большого размера была изображена Тайная вечеря, а над ней – образ Воскресения Господня.
Достаточно традиционными были и иконы. По правую сторону от царских врат располагался образ Господа Вседержителя, далее (на южных диаконских вратах) – архидиакон Стефан, а у клироса – святитель Николай Чудотворец.
По левую сторону от царских врат находился образ Божией Матери, на северных вратах – архидиакон Лаврентий.
Во втором ярусе большинство образов были парные: на левой стороне размещались иконы Иоанна Крестителя, Алексия человека Божия и святителя Феодора, Александра Невского и Иоанна Воина; на правой стороне – апостолов Петра и Павла; преподобного Михаила и мученицы Марфы; равноапостольной Ольги и мученицы Людмилы.
Высота перечисленных двойных образов составляла 1 аршин 11 вершков (120 см), ширина – 1 аршин 2 вершка (80 см).
Кроме того, в верхнем ярусе между большими иконами имелись образы в клеймах малого размера: справа – Иоанна Крестителя и преподобной Феклы, равноапостольного Кирилла, Крещения Господня, пророка Илии; слева – равноапостольного Мефодия, Рождества Христова, пророка Моисея. Все иконы в иконостасе были написаны на кипарисовых досках.
Согласно описи, алтарь представлял из себя полукружие, шириной в меру храма, в нем имелись 2 окна и небольшой камин. Святой престол был сделан «из кипарисовых брусьев, длина его 1 аршин 10 вершков, ширина – 1 аршин 10 вершков, высота 1 аршин 6 вершков. Святой антиминс шелковый желтого цвета, священнодействован архиепископом Феогностом. Жертвенник из сосновых брусьев, его высота 1 аршин 6 вершков, ширина 1 аршин 6 вершков, длина правой стороны 1 аршин 5,5 вершков, левой стороны 10 вершков. За Святым Престолом образ Спасителя в терновом венце с резьбой и позолотой в высоту 1,5 аршин, шириной 1 аршин 4 вершка помещен за стеклом на подставке с позолотой и резьбой, над ним в клейме изображение Господа Саваофа. По левую сторону над жертвенником образ Святителя и Чудотворца Николая в серебряной ризе».
Вокруг церкви в 1894 году устроили ограду «из толстых досок стоймя с одними воротами».
При ней находились также деревянные: дом священника, флигель для псаломщика, двор, каретник, погреб и баня.
В 1919 году была составлена опись имущества церкви, а в 1930-х годах ее закрыли. В конце 1940-х годов было упразднено и Никольское кладбище.
В настоящее время уже почти ничто не напоминает о храме, с большим трудом среди выросших здесь тополей и заброшенных могил удается разглядеть остатки фундамента.
Ежегодно на этом месте служатся молебны, планируется установка поклонного креста.
То есть память о церкви живет, дошли до нас и некоторые ее святыни. По акту от 15 октября 1936 года в кирилловский музей поступили несколько икон из Никольской церкви с краткой записью в книге поступлений: «Обшарская церковь. Список предметов, изъятых из кладбищенской церкви». В их числе «Богоматерь Страстная» XVII века. В 2010-2011 годах реставратором Тамарой Петровной Рыбаковой в Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) она была отреставрирована и с 2012 года находится в экспозиции древнерусского искусства в Архимандричьих кельях Кирилло-Белозерского монастыря.
Мальцев М.Г. Казанский собор в Кириллове. – М.: «Традиция», 2019. "УТРАЧЕННАЯ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА". С. 252-256.
Последние новости
В Вологодской области решают проблемы в сфере стоматологии
На совещании в Правительстве Вологодской области глава Минздрава, Николай Гонтюрёв,

Работа вологодских стоматологий поставлена на особый контроль в областном Минздраве
Предварительный анализ проблем этой сферы и их решений озвучил на оперативном совещании в Правительстве региона министр здравоохранения Николай Гонтюрёв.
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки Павел Викторович Ежов своим примером показывает, как важно оставаться верным своему призванию.
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества Так, в прошлом году был открыт Добро.центр города Вологды.