Устремляясь в небо
Проезжая по служебным делам по одной из улиц нашего города, я с удивлением увидела во дворе одного из домов строящуюся главку храма, увенчанную крестом.
Проезжая по служебным делам по одной из улиц нашего города, я с удивлением увидела во дворе одного из домов строящуюся главку храма, увенчанную крестом. Интерес настолько был силен, что я без предварительной договоренности вошла во двор. Конечно, была уверена, что в этом доме встретят меня по-доброму, иначе и быть не могло.
Вот так началось мое знакомство с реставратором Денисом Макушевым.
– Денис Леонидович, расскажите, что вы строите?
– Это главка на церковь Николая Чудотворца, которая находится на берегу Белого моря, в Архангельской области, в заброшенной деревне Унежме. Сейчас там идет реставрация, вернее сказать – восстановление храма, который достаточно серьезно был разрушен.
Там большие и сложные работы, очень тяжелая доставка материалов, кругом болота. Добраться туда можно только на вездеходе. Три часа едем по болотам, везя с собой весь материал, инструменты, питание, бензин.
– А что главка делает в вашем дворе?
– А это, можно сказать, моя домашняя работа. На реставрации мы работаем вахтами, обычно всё на месте, а главку я решил делать в межвахтовый период, дома, так удобнее, не нужно искать дополнительную площадку, в мастерской у меня есть все необходимые инструменты, есть и кузница. Сейчас покрываю главку лемехом.
Сначала ее здесь соберу, затем разберу и повезу в Унежму через Медвежьегорск. До октября должны установить главку – она центральная на церкви, на этом будет завершен данный этап реставрации. А впереди еще большие планы по ее восстановлению: практически в руинах находится большая трапезная, есть идеи воссоздать колокольню, которая входила в ансамбль Никольской церкви и была утрачена несколько десятилетий назад.
Уже есть чертежи звонницы, сделанные по старым фотографиям, теперь все будет зависеть от финансирования.
– Работа кропотливая?
– Да. На этом памятнике работают московские архитекторы. Всё восстанавливаем строго по чертежам и размерам. Конечно, бывают моменты, когда на бумаге – одно, на деле – другое, но тогда всё согласовываем, ищем компромисс.
– Денис Леонидович, как вы стали реставратором.
– Вообще-то я по профессии электрик. Около 10 лет работал проходчиком в подземке, в Санкт-Петербурге делали магистрали для канализационных коллекторов. Сейчас, проезжаю по тем местам – пара тройка люков в асфальте, которые не говорят вообще ни о чем. Работа, скажу вам такая – ее не видно.
Дальше компания, в которой я трудился, перепрофилировалась на ремонт гидротехнических сооружений. Были большие объемы работ на Волго-Балте, на Свири. Вот так я и оказался в 2007 году в Вытегре. Сам ведь я родом из деревни Коткозеро Олонецкого района Республики Карелия.
Со временем объемы работ уменьшились, а уезжать из этих мест уже не хотелось – здесь у меня семья, дом. Было принято решение – поменять профессию.
– Где-то учились, что-то читали? Как стали мастером-реставратором?
– Нет. У меня отец был плотником, одно время я даже работал у него в стройбригаде. Я ведь из деревни, а здесь без плотницких навыков не обойтись. Есть, конечно, ряд нюансов, которые пришлось осваивать, но это все приходит с опытом. Практика – она вещь великая.
Первый опыт приобретал в деревне Палтога. Практически с самого начала попал на реставрацию Богоявленской церкви, когда были собраны еще только первые два венца. Затем уехал в Кижи на реставрацию Преображенской церкви, в прошлом и позапрошлом году работал в Водлозерском парке на реставрации двух часовен, которые находились в тяжелом состоянии.
– Работа реставратора сложная?
– Реставрация не то же что строительство. Здесь есть своя специфика и очень строгие требования, главное из которых – необходимо максимально сохранить исторический материал.
Например, использовать станки можно, но необходимо убрать следы механической обработки, а в основном – только ручной инструмент: тесла, стамески – основные орудия труда рестовратора, но практически вся работа выполняется топором. Дерево запрещено покрывать какими-либо составами при этом срок службы, например, лемеха, который делаем из осины, составляет порядка 40-50 лет.
– Вы получаете удовольствие от того что делаете?
– Да, мне очень нравится моя работа. Она творческая, к тому же я вижу плоды своего труда, что очень радует и вдохновляет. Ну и конечно, главное – мы стараемся сохранить для будущих потомков историческую память, уникальность культуры и традиций нашего народа.
Реставратор – это своего рода хранитель, бережно восстанавливающий наше наследие. Он как будто находится немного «над временем» или «между временем». Он один из тех, кто дает нам возможность передавать культуру от предков к потомкам, что делает нас народом, а иначе мы рискуем превратиться просто в население.
Последние новости
84 % подлежащих диспансеризации вологжан прошли обследования в этом году
Фото: пресс-служба Правительства Вологодской области Для взрослых с 18 до 39 лет диспансеризация проводится раз в три года, для лиц старше 39 лет - ежегодно.
Итоги VII Международного промышленного форума «Горизонт 2050» подвели в Череповце
С 12 по 13 декабря в Череповце состоялся VII Международный промышленный форум «Горизонт 2050», ставший значимым событием для представителей бизнеса, власти и науки.
229 компаний региона получили услуги Центра поддержки экспорта в 2024 году
Итоги работы инфраструктуры поддержки экспорта в России подвели на конференции в Екатеринбурге.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения