История восстановления раки
В этом году 22 июня в торжествах по случаю престольного праздника Кирилло-Белозерского монастыря принял участие митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл – глава Татарстанской митрополии.
В этом году 22 июня в торжествах по случаю престольного праздника Кирилло-Белозерского монастыря принял участие митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл – глава Татарстанской митрополии.
Именно владыка Кирилл был инициатором придания раке над мощами преподобного Кирилла Чудотворца того вида, который она имела в середине XVII века. Доподлинно неизвестно, как первоначально выглядело место захоронения преподобного Кирилла, но имеется сообщение историка монастыря Н.К. Никольского: «Сохранилось лишь известие о гробнице преподобного, что в XV столетии над мощами его была устроена рака, к которой прикладывались богомольцы и которая в первой половине XVI в. именовалась уже «гробницею». Вероятно, она была крытою в виде часовни или же находилась в паперти, прилегавшей к Успенской церкви. Ещё до 1585 г., когда на гробнице свят. Кирилла была построена церковь, на раку его возлагались покровы, а Грозный с 1567 года велел выдавать в монастырь ежегодно по два пуда воску для возжения на ней в течение целого года двух свечей». Также есть записи Н.К. Никольского о том, что между 1515–1520 годами инок Иосифо-Волоколамской обители при посещении Кириллова монастыря «прииде въ гробницу святаго великаго чюдотворца Кирилла, идеже лежитъ честное и святое тело его».
Обычай возводить придельные церкви над гробом основателя монастыря получил распространение лишь в конце XVI века, поэтому устройство гробницы над могилой преподобного Кирилла вполне отвечало представлениям своего времени о том, как следует чтить память преподобного. К 1601 году надгробие выглядело так: «В церковь вшед, на левой стороне, в гробнице каменной чудотворец Кирил. А на гробнице покров отлас поласат шелк бел да голуб. На гробнице же покров камка голуба, а на нем вышит образ чюдотворца Кирила, венец шит золотом, а ризы шолком багровым, по полям у покрова шито золотом трепарь да кондак. На гробнице же покров бархат чорн гладкой, а на нем крест тафта червчета…» В 1643 году на средства боярина Фёдора Ивановича Шереметева (видного государственного деятеля эпохи царствования Михаила Фёдоровича), который принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре в 1645 году под именем Феодосия, над мощами была сооружена кипарисовая рака, украшенная позолоченными серебряными клеймами с изображением сцен жития, погребения и чудес преподобного, а также венцом с драгоценными камнями. Также сохранилась информация, указанная архимандритом Варла-
амом, что прежде Шереметева на раку преподобного Кирилла 1000 рублей пожертвовал Иван Иванович Хабаров, умерший в 1565 году. В 1757 году над ракой была установлена медная сень, в 1804 году – серебряная. В документальном свидетельстве о раке – рукописи середины XVII века – содержится описание церкви Кирилла: «В церкви чудотворца Кирила над гробомъ ево чудотворца Кирила рака серебряна чеканная золочена в венце пять камней два изумруда два яхонта лазоревы да лалъ в гнездех повере строением гдрва болярина Феодора Ивановича Шереметева около раки решетка медная».
Традиция создания скульптурных горельефных изображений святых из драгоценных металлов восходит ко второй половине XV века. Фрагменты раки преподобного Кирилла Белозерского сохранились в фондах музеев Московского Кремля: крышка на раку, которая была отреставрирована, и серебряные, золочёные, с чеканным травным орнаментом, значительные по размеру и весу (более 18 кг) детали убора на раку, которые состояли «из четырёх коротких и восьми длинных прямоугольных полос с полей рамы, шести полос фигурной формы, составляющих фон изображения, четырёх прямоугольных полос с чеканной надписью вязью по канфаренному фону и четырёх больших овальных выпуклых клейм с чеканным текстом жития».
Рака преподобного Кирилла относится к числу очень редких памятников церковного искусства. До наших дней сохранились лишь две крышки рак первой половины XVII века: царевича Дмитрия в собрании музеев Кремля и преподобного Александра Свирского в Русском музее. В январе 1974 года все фрагменты раки преподобного Кирилла Белозерского были представлены на Реставрационный совет, который принял решение о восстановлении верхней крышки раки преподобного Кирилла. Работа была поручена реставраторам музеев Московского Кремля В.М. Германюку, Н.И. Долгову и А.Б. Наумову. В реконструкции раки преподобного Кирилла из отдельных деталей были использованы архивные документы, относящиеся ко времени создания раки и хранящиеся в Центральном государственном архиве древних актов. При реставрации раки удалось установить дату её создания – 1643 год и имя вкладчика – Фёдор Иванович Шереметев. Рака преподобного Кирилла Белозерского стала впоследствии главной ценностью монастыря. Исследователи склонны считать, что она была изготовлена в Серебряной палате Московского Кремля мастерами высшего уровня.
Теперь же обратимся к новейшей истории Кирилло-Белозерского монастыря. Указом президента РФ от 2 апреля 1997 года Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия. «Малый» Иоанновский монастырь передан в бессрочное пользование Русской православной церкви. В том же году над могилой преподобного Кирилла была установлена дубовая резная рака. В 1998 году восстановлено регулярное богослужение на территории бывшего монастыря, Кирилловская церковь передана Вологодской епархии. 6 октября 1998 года на территории Иоанновского монастыря была открыта мужская обитель. Таким образом, мы видим, что в 1997 году рака была спроектирована и установлена над местом захоронения преподобного Кирилла. К слову сказать, эта рака ныне находится в Нило-Сорской пустыни, куда была передана после образования там мужского монастыря и установлена над предполагаемым местом захоронения преподобного Нила Сорского – в соборе Тихвинской иконы Божией Матери.
А теперь обратимся к процессу создания раки над мощами преподобного Кирилла Белозерского, которая имеется в Кирилловском храме ныне. Игумен Игнатий (Молчанов), который был наместником Кирилло-Белозерского монастыря (а ныне является игуменом Павло-Обнорского монастыря в Грязовецком районе), рассказал, что на момент приезда в монастырь владыки Кирилла с визитом для поклонения своему небесному покровителю рака над мощами преподобного Кирилла Белозерского была деревянной (о чём мы уже рассказали ранее). Владыка Кирилл просил у владыки Максимилиана (Лазаренко), который тогда был архиепископом Вологодским и Великоустюжским, разрешения внести вклад на украшение раки и стал инициатором процесса её воссоздания. Договорённость в этом вопросе была достигнута, и митрополит Максимилиан благословил игумена Игнатия и игумена Дионисия (Воздвиженского), который в то время являлся председателем епархиальной комиссии по церковному искусству, строительству и реставрации, на это сложное, но благое дело.
«Была проделана колоссальная работа, – рассказывает игумен Игнатий. – Прежде всего предстояло найти мастеров и информацию, которая бы послужила основой для воссоздания раки. Были найдены и использованы фотографии Сергея Прокудина-Горского и сохранившиеся фрагменты раки, хранящиеся в фондах музеев Московского Кремля, а также материалы, предоставленные Кирилло-Белозерским музеем-заповедником. Самой сложной частью работы было восстановление восьми клейм, располагавшихся на боковых гранях раки, из которых четыре было лицевых, содержавших сюжетные изображения, и четыре –
текстовых. Однако информация не обо всех четырёх лицевых клеймах дошла до наших дней, а на сохранившихся фотографиях можно было увидеть лишь часть раки – вид из храма преподобного Кирилла. Таким образом, были полностью скопированы два лицевые клейма, изображающие явление Божией Матери преподобному Кириллу и чудо воскресения монаха Долмата для принятия Святых Христовых Тайн. Четыре текстовых клейма, которые сохранились в запасных фондах музеев Московского Кремля, удалось сфотографировать в высоком разрешении и по фотографиям сделать точные копии. Как выяснилось, три текстовых клейма располагались на раке в хронологической последовательности, описывая житие преподобного Кирилла, а четвёртое кратко повторяло содержание трёх предыдущих».
Окончание в следующем номере.
Мария ГОЛУБЕВА
Фото автора и предоставлены игуменом Игнатием (Молчановым)
Последние новости
История медицины в Молочном: от 1911 года до современных технологий
Развитие медицинской помощи в селе Молочном за более чем столетнюю историю.
Оптимизация медицинских услуг в Вологде
Объединение поликлиник №4 и №5 направлено на улучшение качества медицинской помощи.
Создание школы депутатов в Вожеге
Новая инициатива направлена на повышение квалификации местных депутатов.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку