Экскурсия с элементами мастер-класса прошла в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре
17 февраля желающими посетить древнюю северную обитель — Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь — стали третьеклассники детской школы искусств «Арт-идея» города Вологды (преподаватель Людмила Николаевна Коленецкая).
17 февраля желающими посетить древнюю северную обитель — Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь — стали третьеклассники детской школы искусств «Арт-идея» города Вологды (преподаватель Людмила Николаевна Коленецкая).
А провела необычную встречу художник-реставратор, член Союза художников России, древлехранитель Вологодской епархии Ольга Александровна Соколова, которая не только познакомила с историей монастыря, но и много рассказывала о его реставрации, практическом опыте реставрации икон и даже показала некоторые процессы реставрации икон.
Экскурсия началась со знакомства с памятниками архитектуры монастыря, прежде всего со Спасским собором и колокольней — первым каменным храмом в Вологде, построенным в 1537–1542 годах. Спасский собор в Прилуках возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654–1672 годами.
Затем экскурсанты осмотрели деревянную Успенскую церковь первой половины XVI века, которая была перевезена из Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера. Церковь – один из древнейших памятников деревянного зодчества на Русском Севере. В ее архитектуре сильно подчеркнуто динамичное устремление всех форм ввысь. Над крестообразным в плане объемом в центре возвышается больших размеров восьмерик, который имеет расширение в верхней части, именуемой «повалом». Восьмерик увенчан стройным высоким шатром с небольшой главкой. Боковые пониженные части завершены красиво изогнутыми бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха (отдельных деревянных дощечек), покрывающего шатер и кровли, гармонично сочетается с мягким бархатистым коричневым тоном бревен. Все формы церкви неразделимо связаны друг с другом, образуя неповторимо цельный и пропорциональный объем.
Во время экскурсии по Спасо-Прилуцкой обители посетители зашли в нижний храм Спасского собора и поклонились святым преподобным Димитрию и Игнатию Прилуцким, основателям монастыря.
Оставшееся время воспитанники школы провели в Сушиле и с интересом знакомились с выставкой, которая уже год работает в монастыре и посвящена 30-летию восстановления обители и возрождения в ней духовной жизни. Организаторами экспозиции выступили Вологодская митрополия, региональное отделение Союза реставраторов России и ООО «Образ Севера».
«Значимой вехой в жизни обители стал 1992 год. Именно тогда весь монастырь был передан Русской Православной Церкви. В обители сохраняются многовековые традиции монастырских церковных служб: ежедневно совершается полный круг. С 1992 года в обители 24 февраля совершается празднование памяти преподобного Димитрия Прилуцкого и 1 июня – благоверного князя Иоанна Андреевича Угличского, в монашестве Игнатия Прилуцкого», — рассказывает Ольга Александровна.
Милостью Божией архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря полностью сохранился. В 1950–1990 годах были проведены реставрационные работы, и обитель вновь обрела внешнее благообразие и известность одного из красивейших монастырских ансамблей Русского Севера. Мощные стены длиною около 950 метров с пятью башнями огромных размеров окружают территорию площадью около 3 гектаров, на которой расположены храмы, а также жилые и хозяйственнее здания, возведенные в XVII–XVIII веках.
Реставратор много рассказывала об истории основания и этапах развития монастыря, о его восстановлении, о рабочих материалах, которыми пользовались реставраторы при восстановлении внутреннего убранства церквей. При этом Ольга Александровна показала множество кирпичей разных размеров, с клеймами, объяснила. чем отличается плинфа от полуплинфы, что такое вериги.
Ольга Соколова сообщила, как с помощью бревен и домкратов реставраторы в 60-е годы исправляли крен на стенах монастыря. Познакомила с элементами и украшением деталей иконостаса, поговорила о разновидностях и формах обработки кирпича, о том, как нужно сохранять представленные из древлехранилища монастыря предметы из металла, белого камня, полихромной резьбы рам.
Так, среди предметов есть так называемая «басма» – металлические листы с выбитым на них узором. Басма, к примеру, использовалась при отделке раки Димитрия Прилуцкого. Реставратор показывала кусочки слюды – маленькую хитрость древних мастеров, благодаря которой элементы декора «оживали», мерцая при свете свечей. В одной из витрин можно увидеть подлинный фрагмент иконостаса, сделанный с применением этой технологии.
Много рассказывала Ольга Александровна о реставрации и оформлении рак преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких, о резьбе и воссоздании Киликеевского креста. Школьники ознакомились с макетом монастыря, выполненного студентами Вологодского университета.
Притягивали глаз экскурсантов и другие яркие детали, использовавшиеся при воссоздании утраченного иконостаса. Большого труда и аккуратности требовал процесс их золочения. Тоненькие листы золота брались кончиком кисти из беличьей шерсти и наносились на тщательно подготовленную поверхность. «На золото нельзя было ни выдохнуть, ни кашлянуть, иначе оно свернется, и после уже ничего с ним не сделаешь, не расправишь», – отмечает Ольга Соколова.
Есть среди экспонатов на выставке и те, которые имеют к Спасо-Прилуцкому монастырю лишь опосредованное отношение, например, искусно сделанный металлический дымник с флюгером. Он был найден не на территории обители, и его происхождение еще выясняется. Но сегодня посетители имели уникальную возможность рассмотреть вблизи данный элемент архитектуры. На зданиях самого Спасо-Прилуцкого монастыря дымники выложены из кирпича.
Огромный интерес вызвали у школьников процессы практической работы по укреплению живописи икон и иконографии иконописи, решение задач по укреплению грунта и красочного слоя иконы с помощью клея из пузырей осетровых рыб. А в завершении экскурсии ребятам был показан процесс работы по раскрытию фрагмента живописи иконы Николая Чудотворца от потемневшего лакового покрытия.
Встреча получилась интересной и познавательной для учащихся школы, которые хотят посвятить себя работе по реставрации культурного наследия вологодских памятников.
Ольга СОКОЛОВА
Последние новости
В Вологодской области решают проблемы в сфере стоматологии
На совещании в Правительстве Вологодской области глава Минздрава, Николай Гонтюрёв,

Работа вологодских стоматологий поставлена на особый контроль в областном Минздраве
Предварительный анализ проблем этой сферы и их решений озвучил на оперативном совещании в Правительстве региона министр здравоохранения Николай Гонтюрёв.
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки Павел Викторович Ежов своим примером показывает, как важно оставаться верным своему призванию.
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества Так, в прошлом году был открыт Добро.центр города Вологды.