05.10.2019

«Я призываю учителей не отмахиваться от детей, страдающих дислексией»

Меня зовут Анна Волкова. Я закончила журфак, работала редактором The Village, писала статьи, занималась SMM, училась кодить и не представляла себя за учительским столом.

Меня зовут Анна Волкова.

Я закончила журфак, работала редактором The Village, писала статьи, занималась SMM, училась кодить и не представляла себя за учительским столом. Всё случилось само собой. Я уволилась из редакции. Планировала несколько месяцев отдыхать. Но знакомая, работавшая учительницей в подмосковной школе через дорогу, рассказала, что у них сильно заболел филолог, и несколько классов в разгар учебного года остались без преподавателя. На следующий день я уже пришла к школьному секретарю с документамиИ стала учителем русского языка и литературы в общеобразровательной школе.

Через несколько месяцев работы я увидела результаты. Вопреки прогнозам старших коллег («молодая, на ушах стоять будут») дети с удовольствием шли на уроки, вели себя тихо, не боялись высказываться и делали успехи.

Но некоторые ученики продолжали допускать по пять-семь ошибок в строчке, и я забеспокоилась. На уроках они никогда не поднимали руку, медленно читали и неохотно шли к доске. Мы много разговаривали после занятий, говорили обо всём, кроме учёбы, и передо мной раскрывались абсолютно другие дети: пытливые, интересующиеся, особенные, увлеченные. Не было никаких сомнений, что они умны, а некоторые — одарённы. Я начала гуглить, сидела на зарубежных форумах, изучала возможные причины и пришла к выводу, что, скорее всего, столкнулась с дислексиками. Так начался мой путь работы с особенными детьми.

Сухой статистики по таким детям нет. Считается, что в обычных школах дислексией страдает каждый десятый ученик. К ним можно добавить детей с другими сложностями в обучении — СДВГ, синдром Аспергера и другие синдромы аутистического спектра, логопедические проблемы. Такие дети, несмотря на сохранный интеллект и отсутствие каких-либо других нарушений, в том числе, зрения и слуха, не справляются с обычной школьной программой из-за нейробиологических особенностей. Пробелы в знаниях, низкий темп письма, завышенные требования родителей и системы отбивают у ребёнка всякое желание учиться.

Российская логопедия до сих пор не везде «на местах» признаёт дислексию, не умеет её диагностировать, не знает, как корректировать.

Учителя-предметники тем более не умеют работать с такими детьми (счастье, если вообще знают о существовании таких диагнозов). Специализированная переквалификация — роскошь, государственным школам недоступная. Важна личная инициатива педагога и желание что-то изменить, а также донести до коллег симптоматику, по которой можно отличить ребёнка-дислексика (часто к дислексии прибавляется дискалькулия, алалия и т. д.) от лодыря.

Дислексикам трудно читать. Особенно тексты, в которых много новых слов. Причины разнятся от ребёнка к ребёнку. Кому-то сложно распознавать и упорядочивать буквы, кому-то — соотносить их со звуками, кому-то — понимать смысл слов. Если сложности возникают ещё и с произношением слов по буквам — это дисграфия. У дислексиков часто возникают проблемы с памятью — забыл тетрадку/дневник/домашку. Это вовсе не значит, что все рассеянные дети — дислексики, но фразой «а голову ты дома не забыл» это точно не лечится. Дислексики допускают ошибки в самых неочевидных и часто встречающихся словах, там, где буква хорошо слышится или даже стоит под ударением.

Но это вовсе не значит, что педагог-предметник ничего не может с этим сделать. Вот лишь несколько приемов, которые помогут таким детям в обучении:

Дислексикам сложно воспринимать тексты с нетипичными для их языка словами. При объяснении отступайте от классических формулировок. Используйте «кусок слова» вместо «морфема», «укорачивание» вместо «способ компрессии», «две запятые вокруг» вместо «обособление» и т. д. И только потом, достигнув понимания, вводите требуемые понятия. Объяснение должно быть тщательным, неторопливым и максимально коротким. Дислексики — визуалы. Объяснение любой темы должно вмещаться в небольшую таблицу с примерами. Подробное разъяснение вовсе не гарантирует, что вам не придётся возвращаться к этой теме ещё и ещё. Когда у меня опускаются руки, я вспоминаю знаменитое: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». При правильном подходе в России возможна полная реабилитация детей с дислексией. Об этом в материале «Мела» рассказывает нейропсихолог Наталья Романова-Африкантова.

Учительство для меня — это работа в полевых условиях. Она требует изобретательности, эмпатии и безусловной отдачи. Я призываю учителей не отмахиваться от особенных детей, которых с каждым годом становится всё больше, не развешивать ярлыки, а перманентно искать подход, лавировать в условиях местами необдуманной программы и всегда оставаться на стороне ребёнка.

(По материалам сайта «Мел»)

Фото:

  Обсуждения Нам важно Ваше мнение

Последние новости

В Вологодской области решают проблемы в сфере стоматологии

На совещании в Правительстве Вологодской области глава Минздрава, Николай Гонтюрёв,

Работа вологодских стоматологий поставлена на особый контроль в областном Минздраве

Предварительный анализ проблем этой сферы и их решений озвучил на оперативном совещании в Правительстве региона министр здравоохранения Николай Гонтюрёв.

Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки

Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки Павел Викторович Ежов своим примером показывает, как важно оставаться верным своему призванию.

На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества

На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества Так, в прошлом году был открыт Добро.центр города Вологды.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Магнитогорске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *