Кукольный мастер Дарья Градусова: «Мои дети знают: куклы – не игрушки»
Куклы череповецкого мастера Дарьи Градусовой известны многим. Те, кто побывал в мастерской художника, описывают ее не иначе как страну чудес.
Дарья встречает журналиста «Глянца» в своей мастерской в рабочем фартуке, вытирая руки полотенцем. Художница готовится к участию в декабрьской международной выставке «Искусство кукол» (6+), которая пройдет в московском Гостином дворе. Ее называют крупнейшей выставкой кукол в мире, она соберет сотни мастеров со всей планеты. Дарья повезет в столицу миниатюрную карусель и несколько кукол.
Глиняных претендентов на поездку в Москву, разряженных в пеструю одежду, множество. Они стоят, сидят, смеются и хмурятся на всех полочках, антресолях и подоконниках. Садясь на стул, заботливо предложенный хозяйкой, я осмотрел его внимательно — не сесть бы на какой-нибудь шедевр.
В процессе разговора не раз ощущал затылком, что на меня смотрят — пристально и внимательно. Обернувшись, встречал на себе взгляд грустного музыканта или веселой старушки на санках— в кукольном воплощении. Осторожно поделился ощущениями с мастером. Дарью это нисколько не удивило.
«Многие мои друзья тоже пугаются, — сказала она. — Раньше, когда я работала дома и в комнате лежали отдельно руки, ноги и головы, гости говорили, что им здесь неуютно. А мне комфортно, хорошо. Мы с ними живем на разных территориях. Я погружаюсь в кукольный мир, только когда работаю, в остальное время я живу в реальности. Условно говоря, я четко разграничиваю, когда создаю кукол и, допустим, варю борщ».
Девушка призналась «Глянцу», что своих кукол не боится и живыми качествами не наделяет, но отметила, что для нее куклы, разумеется, живее комода, стула или даже картины.
Первая куклаСозданием кукол Дарья Градусова увлеклась еще в детстве. Окончила художественную школу в Череповце, поступила в петербургский вуз на творческое отделение.
«Я потомственный художник, мои дедушка и прадедушка писали картины, —рассказывает Дарья. — Дедушку я застала и хорошо его помню. Он был обычным рабочим на металлургическом заводе на Украине и очень любил живопись. В основном пейзажи писал и животных, но делал это очень профессионально, хотя и не выставлялся. Помню, что картины висели в его доме, одна его работа хранится сейчас у меня, и прадедушкина тоже».
И получила его в Санкт-Петербурге, выучилась на специалиста по художественной обработке материалов. «Мы и со стеклом работали, и с металлом, но дипломная работа у меня была по куклам, для меня сделали исключение», — говорит Дарья. Если бы она решила работать по специальности, была бы инженером и проектировала бы витражи и ювелирные украшения. Несколько лет назад дипломированный специалист Дарья Градусова оформила витражи в известном череповецком салоне красоты. Но салон закрылся, и хозяин, вероятно, установил витражи ручной работы у себя в доме. Свою первую работу, которую можно назвать картиной, Дарья Градусова написала в 11 лет. За изображение волшебных домиков ее наградили главным призом местного конкурса. «Я всегда знала, что моя профессия будет связана с творчеством, — рассказывает она. — Оканчивая школу, попробовала присмотреться к другим профессиям, но быстро поняла, что хочу получать художественное образование».
Первый шаг к созданию кукол был сделан еще в старших классах школы. Дарье рассказали, что в череповецких магазинах для художников продается полимерная глина (вроде пластилина), из которой можно создать куклу.
«Я обрадовалась, поехала и купила, — вспоминает она. — Глина была ужасного качества, из нее было трудно лепить, но я вылепила свою первую куклу, очень смешную. И запекла ее в духовке. Я же тогда не знала, что эти материалы лучше не запекать там, где готовят пищу. Был жуткий запах. Но мама не ругалась, она всегда и во всем меня поддерживает».
В студенческие годы Дарья для подработки создавала портретные куклы по фотографиям, их заказывали в основном в качестве подарка. «В Питере одно время был бум на портретные куклы, — вспоминает девушка. — Кстати говоря, делать такие куклы очень тяжело. Трудно не только слепить, но и подобрать волосы и глаза, как у человека. И еще нужно было, чтобы кукла понравилась, чтобы была похожа. Интереснее было работать с нестандартными лицами, нежели с писаными красавцами».
В родной Череповец Дарья Градусова вернулась вместе с мужем, который, к слову, с творчеством не связан — работает на металлургическом заводе. «Вернулись по семейным обстоятельствам, — говорит она. — У нас трое детей, а здесь живут бабушки и дедушки».
Кухня кукольного мастераСейчас Дарья Градусова — кукольный профессионал, и ее домашняя духовка не пахнет глиной. Для работы куплена специальная печь для обжига кукол.
«Моя первая кукла получилась немного странной, непропорциональной. И это у меня до сих пор остается. Люди говорят, что эта непропорциональность придает куклам что-то сказочное и им это нравится. Как я леплю лица? Мну глину в руках, и что-то такое из нее выходит. Иногда так случается, что кукла немного меняется в процессе запекания — например, один глаз опускается ниже другого. Зато это придает кукле индивидуальность».
На полках, в шкафах и на подоконниках стоят сплошь индивидуальности. Классические магазинные куклы, неизвестно как затесавшиеся в мастерскую Дарьи Градусовой, смотрятся рядом с ее авторскими моделями как манекены среди людей. Об истории нескольких своих созданий художница рассказала «Глянцу».
Обращает на себя внимание скрипач в цилиндре с крохотной скрипочкой в руках. Лицо музыканта светится одухотворенностью, и кажется, что слышишь мелодию, которую он играет. «Он сделан очень давно, и в нем много ошибок, я это вижу, — говорит мастер. — Но это, наверное, моя любимая кукла, и она сопровождает меня повсюду. На скрипача все обращают внимание, хотя он сделан из подручных материалов — например, штаны сшиты из маминых штор. Меня много раз просили его продать, разные деньги предлагали, но он не продается».
Рядом со скрипачом сидит кукла с большим носом и пышной шевелюрой. Создатель называет ее «страшненькой», но заметно, что нежно любит. В кукле действительно есть что-то особенное. «Многие думают, что это Баба-яга, хотя я вообще-то мальчика делала», — говорит Дарья.
Полкой ниже сидит на санках объемная дама, закутанная в платок и тулуп. Глядя на нее, хочется кататься с горки до посинения. «Это девочка или бабушка?» — со всей деликатностью интересуюсь у мастера, не желая ее обидеть. «Сама не знаю,— весело отвечает она. — Делалась девочка, но я ее переделала, одела в платок и валенки, и получилась такая интересная бабушка».
Сейчас Дарья Градусова лепит куклы из качественной американской и японской глины. После того как лицо, тело, руки и ноги вылеплены и обожжены, художница принимается за роспись. Над глазами работает особо, добиваясь выразительного взгляда. «Можно вставить стеклянные глаза, но я люблю расписывать, — говорит она. — Как только нарисуешь глаза, кусок глины оживает».
После этого куклу нужно одеть и обуть. Одежду Дарья шьет сама, используя для наглядности аутентичные материалы. Например, платок для «девочки-бабушки» шила из настоящего оренбургского платка. Обувь — другое дело, ее художница, как правило, заказывает у кукольных сапожников. «Иногда кукольная обувь стоит дороже человеческой», — говорит девушка.
Волосы для кукол Дарья делает из особой козьей шерсти (заказывает по интернету у представителей кавказских народов) и красит их обычной краской для волос из магазина. Некоторые куклы носят волосы самой Дарьи Градусовой. «Однажды я подарила друзьям на Новый год куклу со своими волосами, и она начала трескаться у них, — рассказывает она. — Потрескалась левая нога, и я сразу после Нового года получила травму левой ноги. Я забрала куклу обратно».
У Дарьи Градусовой три сына, 4, 8 и 10 лет. «Дети знают, что мои куклы не для игры, это искусство, как картина, и такой особый мамин космос, — рассказывает она. — И они их никогда не трогали. Я особенно и не внушала, что нельзя трогать, они сами это поняли. Знаете, у нас никогда из-за этого не было проблем, дети не разбили ни одной моей куклы, даже случайно. Иногда высказывают свое мнение о куклах, которые я сделала. Говорят: «Мама, что-то страшно получилось».
Сыновья Дарьи, как все нормальные мальчики, играют с конструктором лего и другими игрушками из магазина. И фразу «Мама, вылепи мне Супермена с Бэтменом» художница от своих детей не слышала. Пытаются делать сами, глядя на мамино творчество. «Приходят со мной в студию, находят какие-то материалы и начинают мастерить», — говорит она.
В мечтах Дарьи Градусовой создать мультфильм со своими куклами в главных ролях. Сейчас она изучает методику изготовления подвижных кукол, которые смогут двигать руками, ногами и головой в кадре. Возможно, куклы заговорят, и художница наконец-то услышит голос своих созданий. А то пока они смотрят и молчат.
Текст: Сергей Виноградов
Фото: Вячеслав Боронин
Последние новости
В Вологодской области решают проблемы в сфере стоматологии
На совещании в Правительстве Вологодской области глава Минздрава, Николай Гонтюрёв,

Работа вологодских стоматологий поставлена на особый контроль в областном Минздраве
Предварительный анализ проблем этой сферы и их решений озвучил на оперативном совещании в Правительстве региона министр здравоохранения Николай Гонтюрёв.
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки Павел Викторович Ежов своим примером показывает, как важно оставаться верным своему призванию.
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества Так, в прошлом году был открыт Добро.центр города Вологды.