Чарующие деревянные храмы к западу от Вытегры: Саминскому Погосту посвящена новая статья Уильяма Брумфилда
Статья историка русской архитектуры, профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, фотографа Уильяма Брумфилда «Чарующие деревянные храмы к западу от Вытегры: Саминский Погост» вышла на сайте «Russia Beyond» .
Статья историка русской архитектуры, профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, фотографа Уильяма Брумфилда «Чарующие деревянные храмы к западу от Вытегры: Саминский Погост» вышла на сайте «Russia Beyond» .
Историей русской архитектуры выпускник Калифорнийского университета Брумфилд занимается с 1983 года; впервые же он посетил СССР в 1970 году. Исследователь прожил в СССР и России в общей сложности почти 13 лет, путешествуя по Русскому Северу и фотографируя сохранившиеся памятники традиционной архитектуры. Особо пристальное внимание Брумфилда обращено на деревянное зодчество, а также храмы Вологды и Вологодской области. Коллекция Уильяма Брумфилда насчитывает 12,5 тысяч чёрно-белых снимков и более 55 тысяч цветных фотографий. В этом материале также использованы фотографии Сергея Прокудина-Горского.
***
В начале ХХ века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал новый метод передачи цветного изображения. Фотограф хотел использовать свои фотографии достопримечательностей Российской империи для просвещения, чтобы показывать подрастающему поколению богатство и красоту родной страны.
Важнейшим импульсом для его проекта стал в 1909 году заказ от Министерства транспорта – в течение июня и июля сделать серию снимков по маршруту вдоль Мариинского канала на северо-западе России. Начало этому стратегически важному пути, соединяющему Санкт-Петербург и реку Волгу, было положено во время правления Петра Великого и продолжено при императоре Павле I (1796–1801), который и дал ему название «Мариинский канал» в честь императрицы Марии Федоровны.
Важным пунктом на маршруте Прокудина-Горского по Мариинскому каналу был город Вытегра , расположенный на берегу Волги. Вытегра была не только административным центром на великом водном пути, отсюда шли маршруты в более отдаленные точки огромной территории Русского Севера.
В Вытегре Прокудин-Горский фотографировал достопримечательности традиционной деревянной архитектуры в окрестных деревнях Анхимово и Палтога .
Как было сказано в предыдущих публикациях, большая часть объектов, которые фотографировал Прокудин-Горский, или были утрачены, или значительно изменились. Однако к северу от Вытегры есть сохранившиеся памятники, которые не были запечатлены Прокудиным-Горским и которые расширяют коллекцию деревянных архитектурных форм. Ярким примером таких мест является расположенная на реке Самина в 45 км к северу от Вытегры деревня Саминский Погост , в которой находится один из наиболее ярких памятников деревянного зодчества Русского Севера.
В Древней Руси термин «погост» обозначал сельскую общину, а также центр этой общины, где велась «гостьба» (торговля), а затем погосты приобрели статус административно-территориальных единиц, объединявших несколько деревень. Так называли и центральное селение этого округа, во главе которого было поставлено официальное должностное лицо. Эта практика применялась, в частности, в обширных регионах, контролируемых крупным центром торговли – Великим Новгородом. С распространением христианства в погостах строились церкви, возле которых располагались кладбища.
Во время крепостного права крестьянские общины стали основной административной единицей. Однако на Русском Севере крепостное право и соответственно помещичьи земли в основном отсутствовали, и погосты сохраняли свой территориальный статус до 1775 года, а в некоторых местах – вплоть до советского периода. Впоследствии под термином «погост» стали понимать церковную усадьбу с кладбищем. Эти священные места зачастую обносили низкой стеной из булыжников и бревен, как в Кижах .
Образование Саминского Погоста, вероятно, восходит к XV веку. Он стал одной из двух частей более крупного Андомского Погоста (Самина является притоком реки Андома, которая впадает в Онежское озеро). Церковный ансамбль погоста, включающий кладбище, возник на правом берегу реки Самина.
Самая ранняя задокументированная церковь в Саминском Погосте была построена в 1652 году и посвящена Илии Пророку. Вскоре после этого, в 1656 году, по соседству была воздвигнута церковь Святых Флора и Лавра. (Традиционно в погосте могло быть две церкви, одна из которых предназначалась для использования в основном летом.)
Обе церкви были деревянными, и одна из них, церковь Илии Пророка , сгорела в конце XVII века. Деревянные церкви часто становились жертвами пожаров (в том числе вызванных ударами молнии), но в этой ситуации есть некоторая ирония: Илия считался святым покровителем огня.
Хотя работы по восстановлению начались в 1692 году, новая церковь Илии Пророка была освящена только десять лет спустя – нетипично долгий срок для деревянной церкви. Если приглядеться к ее необычной конструкции, то можно частично объяснить затянувшееся строительство.
Великолепная гармоничная конструкция Ильинской церкви имеет в основе высокий квадратный сруб, верхние бревна которого служат основанием для треугольных фронтонов. Фронтоны переходят в восьмерик (восьмигранная структура), который расширяется с каждой стороны выпущенными наружу венцами. Это расширение называется «повалом» и служит для защиты стен от влаги. Бревна повала поддерживают «фартук» из коротких досок у основания парящей шатровой башни, покрытой деревянными пластинками наподобие черепицы и увенчанной главкой-луковичкой с крестом.
Церкви шатрового типа в прежние времена строились повсюду на Русском Севере, но пожары и отсутствие ремонта существенно сократили их число. Обычно деревянный шатер имел каркас из восьми вертикальных бревен, сходящихся верхними концами к центру, но шатер церкви Илии Пророка рублен «в ряж» все уменьшающимися восьмеричками-венцами. С востока к главному срубу прирублен алтарь (согласно русской православной традиции), а с запада – большая пристройка, являющаяся помещением для прихожан.
Во второй половине XVIII века храм был перестроен: увеличили высоту шатра, старый балочный потолок заменили на «небо». В XIX веке сруб в целях сохранности обшили досками. Примерно в то же время были расширены окна, пристроена колокольня к трапезной. Внутри церкви был иконостас, иконы которого по большей части датируются XVIII веком, частично – XIX.
Что касается близлежащей церкви Святых Флора и Лавра, то она пришла в крайний упадок и в 1897 году была заменена деревянной церковью, освященной в честь Тихвинской иконы Божией Матер и – священного образа, особенно почитаемого в северо-западной части России. Благодаря своим относительно низким, компактным размерам храм мог легче нагреваться и предназначался для использования в зимнее время.
Любопытно, что дизайн деревянной Тихвинской церкви далек от традиционной деревянной архитектуры. Он больше соответствовал стилю каменной архитектуры, связанному с архитектором Константином Тоном (1794–1881), чьи проекты в так называемом русско-византийском стиле, согласно утвержденным церковным канонам, со времен Николая I являлись образцом в XIX веке.
Слепо имитируя оштукатуренные кирпичные стены и архитектурные детали каменных городских церквей, бревенчатая структура Тихвинской церкви страдала отсутствием согласованности традиционной архитектуры с ее функциональными конструктивными элементами. Последствия этой гибридной конструкции проявятся в последующие десятилетия.
С установлением советской власти обе церкви были закрыты, а кладбище с видом на реку стерто с лица земли. В церкви Илии Пророка в советские времена был сельский клуб. В 1954 году заведующему клубом было приказано иконы снять, уничтожить, иконостас забрать тесом. Вместо этого он покрыл их голубой краской, что позволило впоследствии спасти некоторые иконы и поместить их в Вытегорский музей.
Примерно в 1979 году колокольня церкви Илии была снесена (колокола давно исчезли.) В то же время замечательную церковь объявили памятником архитектуры, и была сделана частичная консервация, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение основного сооружения.
В начале этого века работами руководила реставрационная мастерская Александра Попова, но никаких попыток восстановить колокольню XIX века предпринято не было. Следы этих усилий все еще были видны во время моего визита в августе 2006 года. Деревянная обшивка была сохранена для снижения затрат и в качестве средства защиты бревенчатой конструкции.
Поскольку население Саминского Погоста сократилось (21 житель по состоянию на 2010 год), организованная деятельность в деревне прекратилась. Однако церковь Илии Пророка была заново освящена, и каждый год в день памяти Илии Пророка (2 августа) священник посещает ее для совершения литургии.
Свидетельством печальной судьбы соседней Тихвинской церкви являются руины, которые я сфотографировал в 2006 году. Вследствие неразумного дизайна, имитирующего каменную кладку церквей, храм просел под тяжестью ежегодных снегопадов.
Отсутствие ремонта и большой ценности как произведения архитектуры привело к тому, что Тихвинская церковь рухнула. Вскоре после моего визита были предприняты попытки восстановить уцелевшие части сооружения, но они не продлились долго. К счастью, гораздо более ранняя, смелая по форме церковь Илии Пророка стоит уже более трех столетий как памятник прекрасной северной деревянной архитектуры.
А как же соседний Андомский Погост ? От кирпичной церкви начала XIX века остался лишь каркас, но в соседней деревне Трошигино в окружении елей стоит деревянная кладбищенская Воскресенская церковь . Начатая в 1902 году на средства купца из города Пскова, церковь была достроена в следующем году и посвящена Вознесению Господню. Строительство колокольни финансировал богатый местный крестьянин.
Закрытая и разграбленная в 1930-х годах, бывшая церковь использовалась как склад, но кладбище сохранилось. Это, по крайней мере, спасло храм, который был восстановлен местным предпринимателем на рубеже этого века и заново освящен в честь Воскресения Христова в 2002 году.
Этот восхитительный образец «неорусского» стиля начала ХХ века привлекает иконостасом, отделанным деревянными панелями с новыми окладами икон. Местные жители, посещая храм, казалось бы, возвышаются душой в этой святыне, спрятанной в задумчивом северном лесу.
Уильям Брумфилд. Фотографии Сергея Прокудина-Горского и Уильяма Брумфилда.Последние новости
В Вологодской области решают проблемы в сфере стоматологии
На совещании в Правительстве Вологодской области глава Минздрава, Николай Гонтюрёв,

Работа вологодских стоматологий поставлена на особый контроль в областном Минздраве
Предварительный анализ проблем этой сферы и их решений озвучил на оперативном совещании в Правительстве региона министр здравоохранения Николай Гонтюрёв.
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки Павел Викторович Ежов своим примером показывает, как важно оставаться верным своему призванию.
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества Так, в прошлом году был открыт Добро.центр города Вологды.