Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?
Согласно последним изменениям в законодательстве, определенные виды транспортных средств должны быть оборудованы контрольными устройствами, известными как тахографы. Несоблюдение этого требования заставит владельцев автомобилей платить штрафы. Реакция владельцев и водителей ТС на это новшество была неоднозначной; многие из них не поддерживали такую меру, увидев в ней еще один способ вымогательства денег и создания проблем.
Для понимания ситуации исследуем тему более подробно. Мы расскажем, когда и для каких целей необходимо устанавливать тахограф, как устройство работает, какие плюсы и минусы есть у его использования, а также сколько стоит монтаж и эксплуатация прибора.
Зачем устанавливают тахограф на автомобили и как он работает?
Тахограф – это контрольный прибор, который устанавливают на борту автомобиля, чтобы регистрировать основные параметры движения транспортного средства. Он автоматически записывает информацию о скорости движения, пути, затраченном времени на работу и отдых водителя, а также другие параметры.
Для отслеживания этих показателей используются системы спутникового мониторинга автотранспорта. Устройство работает даже при выключенном двигателе, автоматически записывает данные в память и хранит их определенное время.
Тахографы могут быть как аналоговыми (дисковыми), так и цифровыми. Аналоговые устройства считаются устаревшими, так как они не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа. Ныне все автомобили и автобусы, выпускаемые сегодня, оснащаются цифровыми приборами.
Кто обязан устанавливать тахограф на свои транспортные средства? Какие виды ТС подлежат обязательной установке контролирующего устройства?
Согласно Приказам Минтранса РФ №36, №273 и №348, приборами должны быть оснащены автомобили и автобусы, используемые в сфере пассажирских и грузоперевозок. К ним относятся ТС следующих категорий: М 2 и М 3 - автобусы и другой пассажирский транспорт более чем с восьмью местами для сидения и максимальной разрешенной массой до 5 тонн и от 5 тонн соответственно; N 2 и N 3 - грузовые автомобили с максимальной допустимой массой 3,5-12 тонн и более 12 тонн соответственно.
Устройства должны соответствовать нормам безопасности колесных средств и требованиям территории эксплуатации прибора. Если транспортное средство, оборудованное тахографом, предназначено для международных перевозок, на нем положено устанавливать устройство, отвечающее нормативам ЕСТР.
Контрольным устройством должны пользоваться индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Картой водителя устройство обладает ограниченный срок действия, который можно продлить. Водитель не может использовать устройство без карты или с чужим чипом. Одним из главных преимуществ тахографа является то, что данные в памяти устройства защищены от редактирования и доступ имеют только лица, заинтересованные в мониторинге, такие как владелец автомобиля, водитель и контролеры, осуществляющие проверку.
Интересным фактом является то, что хотя установка тахографа на личный транспорт по закону не обязательна, иногда его используют и частные автовладельцы.
Как мы уже узнали, установка тахографа является обязательной мерой по закону в некоторых ситуациях. Водители и собственники транспорта могут несколько раздражаться финансовыми затратами на эксплуатацию таких дорогостоящих приборов. Тем не менее, если обратиться к вопросу более взвешенно, можно увидеть, что в использовании тахографа существует множество преимуществ для всех заинтересованных сторон.
Так, устройство позволяет проследить местонахождение автомобиля в режиме реального времени благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС. Кроме того, тахограф точнее определяет скорость, чем спидометр, и также контролирует, соблюдает ли водитель правила дорожного движения. В случае возникновения аварийных ситуаций, прибор позволит подтвердить правильность действий водителя.
Также тахограф записывает данные об использовании автомобиля в своей памяти на протяжении года, а на карте водителя сохраняются данные в течение 28 дней. Водители должны периодически считывать эти данные и передавать компании. Благодаря специальным программам, информация о маршрутах может быть обработана и проанализирована.
Тахограф также осуществляет контроль режима труда и отдыха водителя, сообщает ему, сколько времени осталось до конца рабочего дня или перерывов. В целях безопасности дорожного движения, законом предусмотрен максимально допустимый период непрерывной работы водителя, и прибор отслеживает и записывает продолжительность движения и перерывов.
Разумеется, не стоит забывать о том, что все данные, записанные тахографом, могут быть использованы в спорных ситуациях, при условии соблюдения правил установки и эксплуатации устройства. Показания прибора обладают юридической силой и могут стать аргументом в пользу водителя или автовладельца.
Конечно, использование тахографа также имеет отрицательные моменты. Один из них - цена. Приобретение и установка прибора обходятся довольно дорого, особенно это ощутимо при больших автопарках. Кроме того, модуль необходимо менять каждые три года.
Тем не менее, собственники транспорта и водители должны помнить, что тахограф предоставляет множество преимуществ, таких как контроль за транспортом в режиме реального времени, защиту от рисков, связанных с несоблюдением скоростного режима и усталости водителя, а также защиту в спорных ситуациях. Тахограф позволяет экономить средства, повышать производительность труда и повышать эффективность бизнеса.
Владельцы транспорта несут ответственность за оснащение своих транспортных средств тахографом. В связи с этим задаются вопросы по стоимости установки устройства и его комплектующих. Общая сумма установки тахографа зависит от стоимости самого прибора и цены работ по его монтажу и настройке.
Цена тахографа зависит от его марки и комплектации, включая наличие модема GPRS. В среднем, цены на приборы начинаются от 30 000 рублей. Стоимость работ по установке тахографа также зависит от комплекса выполняемых мероприятий и ценовой политики компании-исполнителя. Как правило, установка новых тахографов включает такие основные этапы, как активация модуля СКЗИ, подключение устройства к бортовой электросети автомобиля, настройка (или калибровка) и тестирование. Комплекс таких работ обойдется около 6 000-7 000 рублей. Если требуется замена датчика скорости и спидометра, стоимость услуг может вырасти до 13 000 рублей. Итого, цена на установку тахографа с учетом услуг по монтажу составляет от 35 000 до 45 000 рублей.
Также, согласно приказу №36 Минтранса, каждые три года необходимо производить поверку (повторную калибровку) тахографа. Поверка оценивается в 2000 рублей. Все расходы на обслуживание тахографа также включают замену блока СКЗИ, которая должна осуществляться один раз в три года.
Тахограф является полезным устройством для контроля над работой водителей и обеспечения безопасности на дорогах. Применение этого прибора оправдано, если учитывать его ценные функции, несмотря на дополнительные расходы на установку и обслуживание.
Фото: freepik.com