Процессное управление: польза BPM-подхода для бизнеса любой величины
Современный менеджмент предусматривает использование концепции процессного управления, которая считает, что деятельность любого предприятия направлена на обеспечение эффективной работы бизнес-процессов и предоставляет соответствующие программные инструменты для их оптимизации. Этот подход также называют BPM — Business Process Management. В данной статье мы расскажем о преимуществах, которые этот подход может принести бизнесу и о том, каким образом он реализуется на конкретных примерах.
Процессный подход к управлению был создан в 80-е годы ХХ века, когда предприятиям требовалось привлечение и удержание покупателей. При этом было необходимо изменить бизнес-модели компаний в сторону клиентоориентированности, в центре которой должен был стоять покупатель и его интересы.
В процессном подходе вся работа компании представлена как комплекс бизнес-процессов, каждый из которых должен увеличивать ценность производимого продукта для потребителя. Но на предприятиях, где отсутствует BPM-подход, зачастую царит полный хаос, когда процессы не видны, руководство не может на 100% контролировать работу сотрудников, качество продукта нестабильно, жалобы клиентов не обрабатываются вовремя, компания теряет прибыль.
BPM-концепция способствует созданию четких и понятных инструкций внутри организации, но при этом предоставляет возможность быстро реагировать на изменения задач. В процессном управлении бизнесом, сотрудники взаимодействуют напрямую друг с другом, не ожидая директивы от руководства, а за каждый процесс полностью отвечает один человек, хотя в исполнении участвуют многие.
Цели процессного подхода к управлению заключаются в налаживании горизонтальных взаимодействий и уменьшении количество вертикальных связей, четком определении зон ответственности, а также устранении конфликта между подразделениями. Эти частные цели сводятся к одной общей – сделать бизнес эффективнее.
Преимущества процессного подхода включают в себя снижение издержек, рост производительности и рентабельности, стабильность и предсказуемость результатов, их соответствие стандартам качества, наведение порядка в бизнес-процессах, достижение полного понимания всего, что происходит на предприятии, слаженное взаимодействие подразделений, отсутствие необходимости привлекать руководство для решения текущих задач, гибкость управления и упрощенный анализ.
BPM-процессы имеют несколько ключевых характеристик, таких как горизонтальная организация, однозначная ответственность за процессы, регламентация всех процессов и использование информационных систем. Каждая из этих характеристик является необходимой для обеспечения эффективности процессного подхода к управлению.
Переформулированный текст с сохранением структуры:
В процессе изменений любой объект, который должен претерпеть изменения, называется входом. Этот объект может быть любого типа: документы, данные, денежные средства и материалы. Но не обязательно вход должен быть материальным, как например факт заявки клиента. В таком случае, это тоже считается входом процесса.
После завершения процесса появляется результат. Это может быть как материальный объект, так и абстрактное понятие (например, подтверждение получения заказа от клиента). Интересный факт заключается в том, что выход одного процесса может явиться одновременно входом для другого.
Ресурсы являются неотъемлемой частью любого процесса, включая процесс преобразования входных данных в выходные. Они включают в себя различные компоненты, такие как сотрудники, оборудование, финансы, документы, программное обеспечение и многое другое. Очень часто материальные ресурсы используются в процессе и расходуются, но при этом не претерпевают существенных изменений.
Показатели эффективности: анализ процессов и принятие управленческих решений
Для принятия управленческих решений необходимо проанализировать процессы и результаты их исполнения. Важно учитывать такие характеристики, как время, затраченное на исполнение, количество произведенной продукции, процент брака, уровень удовлетворенности клиентов и другие. Анализ показателей эффективности позволяет понять, как еще больше повысить эффективность процессов.
Регламент - это набор правил и шагов, которые определяют ход процесса. Он играет важную роль в обеспечении точности, высокого качества и соблюдении сроков исполнения. Ключевыми элементами регламента являются схема или маршрут, по которому будет проходить процесс, а также правила, которые необходимо соблюдать на каждом этапе. Благодаря регламенту можно упростить и оптимизировать процесс, избежать ошибок и улучшить результат.
Владелец - главный ответственный за процессы, в ходе которых участвуют многие люди, однако именно он несет ответственность за конечный результат. Этот человек обладает полным контролем над всеми ресурсами, необходимыми для достижения целей.
Статья "Поставщики и потребители: Важное звено в процессном подходе к управлению организацией"
Одно из важнейших звеньев процессного подхода к управлению организацией - это соответствующее взаимодействие поставщиков и потребителей. Поставщики являются тем звеном, которое гарантирует поступление необходимых элементов на вход процесса, а потребители - звеном, использующим результаты работы на выходе. Если где-то пропадет какое-то звено, то процесс не сможет запуститься или не будет востребован.
Поэтому процессный подход к управлению организацией заключается не только в выделении и описании бизнес-процессов, но и в том, чтобы обеспечить их автоматизацию и бесперебойное функционирование. Это возможно благодаря системе, которая специально разработана для этих целей. Речь идет о BPM-системах, которые являются специализированным программным обеспечением для управления взаимодействиями на предприятии.
Важно понимать, что BPM-системы - это не обычные ERP (системы планирования ресурсов предприятия). Они предназначены для реализации процессного подхода к управлению и обеспечивают поддержку процессных операций на всех уровнях компании. Они также позволяют автоматизировать рабочие процессы и повысить эффективность управления организацией в целом.
Таким образом, процессный подход к управлению организацией - это структурированный подход к управлению бизнес-процессами, который позволяет улучшить координацию работы команды, повысить эффективность бизнес-процессов и упростить управление, а внедрение BPM-систем является одним из ключевых инструментов для достижения успеха в этой области.
Примеры процессного управления: разбираемся в BPM-системах и их отличиях от классических IT-решений для бизнеса
BPM-системы - это программы, позволяющие воспроизводить последовательность действий на программном уровне. В отличие от классических IT-решений для бизнеса, BPM-система исключает любые отклонения от заданного алгоритма. Кроме того, она применяется в разных сферах деятельности предприятия.
Классические решения, входящие в состав единой системы ERP, имеют стандартные документы и правила их создания. Последовательность действий, которую система восстанавливает по инструкции, может меняться и зависеть от человеческого фактора. В то время как BPM-системы работают на более высоком уровне и не допускают ошибки в последовательности действий.
Одной из главных причин, почему широко используют BPM-системы, является то, что они охватывают все аспекты деятельности предприятия. Большие бизнес-процессы могут включать в себя задачи, не связанные с документами, на которые классические ERP-системы не имеют решений. BPM-система в таких случаях позволяет создавать схемы, которые автоматически делают нужные задачи в заданной последовательности. Она программирует этапы, их последовательность, назначает ответственных за каждую стадию. При этом система формирует задачу на следующий этап и соответствующий отчет в едином информационном пространстве.
Для лучшего понимания работы BPM-системы, можно рассмотреть процесс входного контроля сырья. После оформления кладовщиком приходного ордера в программе 1С, BPM-система автоматически стартует процесс. Партии сырья присваивается соответствующий статус, и информация об этом поступает в отдел качества. Затем посылный отправляется на склад за образцами, и он осуществляет первичный контроль по чек-листу, вносит данные в 1С. Этапы, на которых необходимо выполнить задания, идентифицируются в системе как задачи и переходят на следующий этап для его выполнения.
Использование BPM-системы экономит время и повышает эффективность работы бизнеса, а визуальные карты маршрутов процессов позволяют контролировать работу сотрудников и избавляют их от лишней рутины в виде звонков по телефону, отправления сообщений в чатах и мессенджерах. Итоговая ценность продукта для потребителя повышается, а затраты на производство снижаются. Сокращение времени на рутинную работу дает возможность сотрудникам более эффективно использовать свое время и повысить свою продуктивность.
Фото: freepik.com