Обучение и развитие персонала в организации
В условиях современного рынка, ни один сотрудник не может обойтись только профессиональными навыками, чтобы успешно справляться с текущими задачами компании. Конкуренция требует постоянного совершенствования и новых знаний, поэтому развитие персонала становится ключевым фактором успеха бизнеса.
Для этого необходимо уделять внимание принципам, которые лежат в основе работы "кузницы кадров". Эти принципы определяют подход к усовершенствованию и развитию персонала компании. Какие же способы помогают реализовать эти принципы, давайте рассмотрим далее.
Управление персоналом организации включает в себя два процесса: обучение и адаптацию. Адаптация при оформлении на работу позволяет каждому новому сотруднику освоить специфические стандарты и политики компании, а также навыки нужные для выполнения определенных задач.
В течение адаптационного периода профессиональный уровень сотрудника, как правило, остается неизменным, что говорит о том, что наращивание профессионального уровня существующим персоналом компании намного более выгодно, чем постоянное найм новых, которых нужно приводить «в тонус».
С другой стороны, обучение персонала направлено на расширение профессиональных компетенций. Как правило, обучение является одной из ключевых стратегических инициатив компании, например, связанной с новыми рынками сбыта товаров и услуг, техническим перевооружением и модернизацией производства, а также расширением сфер деятельности.
Обучение персонала может обусловлено и внезапными причинами, например, снижение финансово-производственных показателей компании или новые законодательные требования.
Организация обучения и адаптации возлагается на HR-отдел компании, а в крупных компаниях - специализированные учебные отделы.
Для того чтобы определить потребность в обучении, необходимо использовать следующие методы:
- Аудит личных данных сотрудников
- Анализ деятельности сотрудников во время испытательного срока
- Сбор заявок на обучение
- Аттестация сотрудников
Существует два типа обучения персонала: внутрифирменное и внешнее. Внутрифирменное обучение организуется отделом обучения персонала, поэтому оно более специализированное и ориентированное на конкретные задачи компании. Однако внешнее обучение, напротив, позволяет сотрудникам использовать передовые знания и методы, которые могут быть применены на рабочем месте, а также взаимодействовать с преподавателями, которые не связаны с компанией.
Организация обучения и адаптации персонала зависит от стратегии компании, от того, что компания хочет достичь и от того, какую концепцию обучения сотрудников желает реализовать её руководство.
Например, компания может нуждаться в повышении уровня владения английским языком в связи с выходом на новый рынок. Сотрудники компании могут выбрать одну из трех концепций обучения: специализированное обучение (внутрифирменное), обучение, ориентированное на личность (внешние) и многопрофильное обучение (внешнее + внутреннее).
Обучение персонала - важный процесс, от которого зависит как качество работы, так и уровень развития компании в целом. Как правило, проводится внутри фирмы или во внешней среде.
В зависимости от выбранной формы обучения, внутренней или внешней, определяется и метод обучения. Рассмотрим основные методы, которые использует множество компаний:
Внутри фирмы:
- Инструктаж. Это общее знакомство нового сотрудника с работой: оборудованием, мерами технической безопасности и т.д. Инструктаж обязателен и проводится в необходимой форме.
- Ротация. Временная замена сотрудника в другом подразделении для получения нового опыта и профессиональных навыков. Например, можно поработать в успешном филиале компании, чтобы перенять практический опыт и внедрить его в своем подразделении.
- Наставничество. Работа под наблюдением более опытного сотрудника. В Великобритании наиболее распространена эта форма наставничества, что называют buddying, или от английского buddy, что означает друг. Это равноправное общение и обмен знаниями между наставником и его подопечным. Наставниками обычно становятся амбициозные сотрудники, желающие поделиться своим профессиональным опытом и улучшить свои карьерные перспективы.
- Shadowing. Этот метод используется компаниями, которые сотрудничают с университетами и колледжами, отбирая студентов при окончании для работы в своих организациях. Студентам последних курсов предлагается провести один или несколько рабочих дней рядом со специалистом в режиме его "тени". Это дешевый и эффективный метод, который позволяет познакомить студента с профессией в реальных условиях и определить, нравится ему данная профессия или нет.
Вне фирмы:
- Курсы повышения квалификации и тренинги. Этот метод включает лекции, семинары, деловые игры и обсуждение новых кейсов. Может быть как дистанционным, так и модульным. Единственный недостаток - высокие затраты при низкой мотивации обучаемых, которые считают такой тип обучения формальным.
- Самообучение. Каждый специалист должен сам постоянно обучаться: читать специальную литературу, участвовать в вебинарах, общаться на специальных форумах. Однако, на практике это делает далеко не каждый.
- Конференции. Это мероприятия по обмену опытом и налаживанию деловых связей. Хорошо сказываются на имидже компании в целом и укрепляют деловые связи между сотрудниками.
Внутри и вне фирмы:
- Secondment. Это разновидность ротации, позволяющая сотруднику получить опыт не только в другом департаменте своей фирмы, но и в другой компании. Например, менеджеров компании могут отправить в благотворительный фонд, чтобы они переняли отдельные методы работы над проектами. В России такой метод практически не распространен, а в Европе используется очень активно.
Важно выбирать и чередовать различные методы обучения в зависимости от текущей ситуации, что возможно только при наличии системы развития персонала.
Система развития персонала является неотъемлемой частью профессионального роста работников, а также повышения их компетенций. Эта система включает в себя несколько ключевых элементов:
- Оценка уровня профессионализма и личных качеств сотрудников, определение тех моментов, в которых требуется усовершенствование путем обучения.
- Мотивация работников к обучению.
- Выбор наиболее эффективных подходов и методов обучения, которые позволят лучше усвоить необходимые знания.
- Организация обучения и контрольные мероприятия.
- Анализ результатов для дальнейшей работы с персоналом.
Кроме того, обратная связь от работников является важным элементом для совершенствования системы развития персонала.
Необходимо отметить, что обучение одного сотрудника может потребовать достаточно большого числа контактов внутри компании, а создание системы развития персонала требует идеальной коммуникации между HR-отделом или отделом обучения, руководителями и сотрудниками. Хорошие взаимоотношения между работниками и компанией мотивируют персонал на успешное обучение и повышение своего профессионального уровня. Важно также, чтобы обучение было реализовано с помощью эффективных методов, которые сочетают в себе участие различных людей и использование многофункциональных инструментов.
Фото: freepik.com